Данному образовательному сайту пришлось несколько раз менять свое имя. С 2011 года доступ к нему обеспечивается по URL
http://educomp.runnet.ru

emc.km.ru (2001-2007) ==> educomp.org.ru (2007-2011) ==> educomp.runnet.ru (2011-...)
Более подробно об истории сайта можно прочитать здесь.


Учебные модели компьютера



Модели (software):

"Е14" (parallel !!!)

Модели (hardware):






Награды сайта
Награды сайта

Что мне нравилось в архитектуре PDP-11 ("ДВК", "БК" и т.д.)?

В нескольких словах - простота, четкость и универсальность структуры. В чем это выражалось более конкретно? ДВК

  • В полном равноправии всех регистров процессора. Вы запросто могли сложить два любых регистра или выполнить между ними, скажем, логическую операцию "И". Для сравнения - в процессоре INTEL одним из операндов всегда является выделенный регистр A; остальные его регистры также во многих командах специализированы.

  • Четкая и наглядная структура команд: код операции, первый и второй операнды или код операции, операнд, причем во всех случаях представление операнда производилось по одним и тем же правилам. Просто замечательно - операнды и их кодировку можно было изучать абсолютно отдельно от структуры команд, а затем везде просто говорить "здесь можно поставить произвольный операнд". Такой подход к системе команд - находка для обучения и его просто нельзя не использовать в учебной модели ЭВМ (см. модели "Е97" и MMIX).

  • Развитая (и опять-таки одинаковая для всех операндов!) система адресации данных. Благодаря ей, например, элементарно осуществлялся доступ к последовательным байтам или словам массива, организовывался стек данных по любому из регистров. Существовал даже метод двойной косвенной адресации: регистр мог рассматриваться адрес ячейки, из которой будет извлечен адрес ячейки с необходимой информацией (почти как в известной сказке о доме, который построил Джек).

  • Программная доступность важнейших регистров процессора PC (счетчик команд) и SP (указатель стека). Что это давало? Например, удобную возможность прочитать текущее содержимое счетчика (а значит определить местоположение этой команды в памяти!) и автоматически настроить исполняемую программу на те адреса, в которые ее поместили.

    процессор КМ1801ВМ2 Конечно, были и недостатки. Скажем, кодировка команд существенным образом опиралась на восьмеричную систему: например, операнд записывался в виде двух таких цифр, первая из которых обозначала метод адресации, а вторая - номер используемого при этом регистра. В то же время очевидно, что восьмеричная система плохо согласуется с размером байта - в его 8 бит входят 2 и 2/3 цифры. Этот недостаток проявлялся, например, при кодировании переходов.

    В качестве иллюстраций к рассказу о возможностях PDP приведу две статьи. Первая (о соподпрограммах) сохраняет свое общетеоретическое значение и сейчас. Вторая (о работе команды MARK) более экзотична, но тем не менее проблема работы со стеком остается актуальной и для современных процессоров (см., например, организацию стека в модели MMIX).


    плата КУВТ УКНЦ

    Так выглядел "внутри" школьный компьютер, входивший в комплект КУВТ УКНЦ. На плате отчетливо видны две большие микросхемы белого цвета: это два микропроцессора - центральный и периферийный (фото покрупнее см. выше); две линейки небольших микросхем в нижней части платы - ОЗУ (каждая из них вмещает 1 бит из 8 для памяти объемом 64 Кб).


  • © Е.А.Еремин, 2001


    Автор сайта - Евгений Александрович Еремин (Пермский государственный педагогический университет). e_eremin@yahoo.com