Данному образовательному сайту пришлось несколько раз менять свое имя. С 2011 года доступ к нему обеспечивается по URL
http://educomp.runnet.ru

emc.km.ru (2001-2007) ==> educomp.org.ru (2007-2011) ==> educomp.runnet.ru (2011-...)
Более подробно об истории сайта можно прочитать здесь.


Учебные модели компьютера



Модели (software):

"Е14" (parallel !!!)

Модели (hardware):






Награды сайта
Награды сайта

Курс лекций
"Основы вычислительной техники"

Уважаемые посетители сайта!

В конце 2002 г. в газете "Информатика" опубликован мой курс лекций "Основы вычислительной техники". Он посвящен принципам построения и функционирования вычислительных устройств и предназначен для широкого круга читателей, интересующихся вычислительной техникой.

Главная цель курса состоит в том, чтобы дать некоторое представление о логике работы компьютера и тем самым лучше подготовить читателя к практическому использованию этого достаточно сложного устройства.

И еще одна важная информация. В конце августа 2003 года в издательстве "БХВ-Петербург" существенно расширенный вариант данных лекций опубликован в виде книги. Ее название - "Популярные лекции об устройстве компьютера".

Размещение материала:

номер лекцииномер газетыстраницы
1332-9
2352-6
3373-9
4393-9
5413-9
6434-10
7453-10
8473-9



Содержание лекций:

Лекция 1. Введение

1.1. Нужен ли такой курс?
1.2. Стремительное развитие ВТ и стабильность ее фундаментальных принципов
    1.2.1. Темпы развития ЭВМ
    1.2.2. Система команд типичной ЭВМ второго поколения
    1.2.3. Система команд типичной ЭВМ четвертого поколения
    1.2.4. Сравнение систем команд
1.3. Некоторые выводы
1.4. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 2. Функциональные блоки ЭВМ

2.1. Блоки, из которых состоит ЭВМ
2.2. Взаимодействие блоков ЭВМ
    2.2.1. Классическая структура ЭВМ
    2.2.2. Как это на самом деле работало
    2.2.3. Структура современных ЭВМ
    2.2.4. Режим прямого доступа к памяти
2.3. Выводы
2.4. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 3. Процессор ЭВМ

3.1. Назначение процессора и его устройство
    3.1.1. Процессор и микропроцессор
    3.1.2. Арифметико-логическое устройство
    3.1.3. Устройство управления
    3.1.4. Программно доступные регистры
    3.1.5. Разрядность процессора
3.2. Как работает процессор
    3.2.1. Основной алгоритм работы процессора
    3.2.2. Проблема начала работы ЭВМ
    3.2.3. Организация ветвлений
    3.2.4. Оптимизация выполнения команд
    3.2.5. Тактовая частота
3.3. Система команд процессора
    3.3.1. Основные группы команд
    3.3.2. RISC и CISC
    3.3.3. Структура команд
    3.3.4. Пример программы
3.4. Выводы
3.5. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 4. Память ЭВМ: ОЗУ

4.1. Назначение и виды памяти
    4.1.1. Внутренняя и внешняя память
    4.1.2. ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ и некоторые другие виды памяти
    4.1.3. Статическое и динамическое ОЗУ
    4.1.4. Кэш-память
4.2. Организация внутренней памяти
    4.2.1. Ячейка, слово, байт
    4.2.2. О хранении многобайтовых данных
4.3. Адресация памяти
    4.3.1. Адресное пространство памяти
    4.3.2. Методы адресации данных
    4.3.3. Стековая организация памяти
4.4. Выводы
4.5. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 5. Память ЭВМ: устройства внешней памяти

5.1. Назначение и виды внешней памяти
    5.1.1. Внешняя память на бумажных носителях
    5.1.2. Внешняя память на магнитных носителях
    5.1.3. Внешняя память на оптических носителях
5.2. Организация данных во внешней памяти
    5.2.1. Размещение информации на носителях
    5.2.2. Доступ к информации на внешних носителях
    5.2.3. Файловая система
    5.2.4. Роль контроллеров
5.3. Взаимодействие различных видов памяти
    5.3.1. Взаимодействие внутренней и внешней памяти
    5.3.2. Виртуальная память
    5.3.3. Иерархия памяти
5.4. Выводы
5.5. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 6. Устройства ввода-вывода

6.1. Назначение и виды устройств ввода-вывода
    6.1.1. Устройства ввода
    6.1.2. Устройства вывода
6.2. Организация ввода-вывода
    6.2.1. Порты
    6.2.2. Алгоритм обмена по программе
    6.1.3. Прерывания
6.3. Необходимость программной настройки устройств
6.4. Несколько слов о компьютерных сетях
6.5. Выводы
6.6. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 7. Роль программного обеспечения

7.1. Компьютер - единство аппаратной и программной частей
7.2. Виды программного обеспечения
    7.2.1. Системное ПО
    7.2.2. Прикладное ПО
    7.2.3. Системы программирования
7.3. "Слои" программного обеспечения
7.4. Главная программа - операционная система
7.5. Порядок загрузки ПО
    7.5.1. Тестирование оборудования
    7.5.2. Чтение загрузочного сектора
    7.5.3. Чтение начального загрузчика ОС
    7.5.4. Загрузка операционной системы
    7.5.5. Запуск остального ПО
7.6. Какое ПО устанавливать на компьютер
7.7. Еще раз о роли программирования
7.8. Выводы
7.9. Вопросы для самостоятельной работы

Лекция 8. Учебные модели компьютера

8.1. Основы ВТ как важная составная часть курса информатики
8.2. Реальный компьютер или модель?
8.3. Обзор существующих учебных моделей
    8.3.1. Имитатор PDP
    8.3.2. Учебная ЭВМ "Кроха"
    8.3.3. Учебный компьютер "Нейман"
    8.3.4. Учебная ЭВМ "Малютка"
    8.3.5. Учебный компьютер "Е97"
    8.3.6. Зарубежные модели
8.4. Сравнение учебных моделей
8.5. Выводы
8.6. Вопросы для самостоятельной работы


Автор сайта - Евгений Александрович Еремин (Пермский государственный педагогический университет). e_eremin@yahoo.com